На главную На список статей Обсуждение книги Форум Написать автору Консультации автора

"Искусство любить" Э.Фромма

Книга выдающегося психолога из США Эриха Фромма «Искусство любить» была впервые напечатана в 1956 г. и на протяжении ряда лет оставалась бестселлером. Ее часто вспоминают в теоретизированиях на тему половой любви, хотя к этой любви она не имеет ни малейшего отношения.

В отношении любви Э.Фромм выстраивает целую философию. Для начала он указывает на проблему, стоящую перед каждым человеком: чувство одиночества и отчужденности, которое «… рождает тревогу, чувство беспомощности, неспособности владеть обстоятельствами, рождает состояние страха: мир может наступить на меня, а я при этом не в силах противостоять ему».1 «Осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви — это источник стыда и в то же время это источник вины и тревоги. Таким образом, глубочайшую потребность человека составляет стремление покинуть тюрьму своего одиночества».2

Для преодоления отчужденности, для решения проблемы человеческого существования необходимо единение одного человека с другим. Но не всякое единение годится: «Полное — в достижении межличностного единения, слияния своего «я» и «я» другого человека, т.е. в любви».3 «Потребность в соединении с другим — как спасение от одиночества — тесно связана с желанием познать «тайну человека».4 «Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, когда жажда познания удовлетворяется благодаря единению».5

Любить в понимании Э.Фромма не так-то просто: «… любовь — искусство, такое же, как искусство жить. Если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как если бы мы хотели научиться любому другому искусству, скажем: музыке, живописи, столярному, врачебному или инженерному делу. Обучение искусству можно последовательно разделить на два этапа: первый — приобщение к теории, второй — овладение практикой».6

Таким образом, «Любовь — это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношение человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. … любовь — это ориентация, которая может быть направлена на всё, а не на что-то одно … ».7 Она может быть братской, материнской. Она может быть направлена и на другие объекты: на самого себя, на бога, а также на лицо противоположного пола. В последнем случае к ней может прибавляться половая страсть, которая в любви является приятным дополнением, но никак не основой.

Хотелось бы отметить в назидание и пример прочим: как серьезный ученый, Э.Фромм не пользуется дешевеньким приемом отрыва предиката от субъекта, то есть, не описывает любовь в виде внешней силы, подчиняющей себе человека. Не нужно ему и мистическое тяготение душ. Как и полагается настоящему ученому, он прежде всего ищет источник, причину возникновения любви, видя ее в стремлении к межличностному единению и познанию, а затем прослеживает процесс формирования поведения, направленного на достижение этих целей. Вот только разумеет он под любовью совсем не то, что разумеют в романах, и что является темой данной книги.

В сущности, любовь в понимании Фромма очень напоминает ту любовь, которую проповедует Евангелие. Возможно, это и явилось причиной оглушительного успеха его книги. Разница лишь в том, что церковь призывает любить ближнего потому, что так учил Христос, а Фромм подводит под это дело теоретическую базу, доказывая, что любовь нужна не столько любимому, сколько любящему: как необходимость преодоления чувства одиночества и отчужденности, которое разрушительно действует на психику. Но христианская и половая «романная» любовь — все же совершенно разные вещи.

По Фромму, правильная эротическая любовь — та же самая христианская любовь к своему ближнему, лишь (необязательно!) дополняемая сексуальными удовольствиями. Непременно в законном браке и в разумной мере, поскольку «Любовь не является следствием сексуального удовлетворения, наоборот…».8 «Любовь должна быть актом воли, решимостью целиком соединить свою жизнь с жизнью другого человека». 9

Иными словами, сначала женись или хотя бы обручись, а уж потом начинай воспитывать в себе любовь, то есть, доброе отношение к другому лицу: путем приобщения к теории — на первом этапе, а затем и практикой — на втором. Кто должен объяснять, к примеру, любовь добрачную или страсть к чужой жене, незаконную, но все же существующую, описанную в книгах и показанную в кино миллионы раз, — Фромма не волнует.

Отношение ко всякой иной эротической любви, кроме как рожденной актом воли и затем не спеша, теоретически правильно воспитанной в законном браке, у Э.Фромма, мягко говоря, неважное. Он называет ее псевдолюбовью и вообще патологией: «Форма псевдолюбви, которая нередко воспринимается (а еще чаще изображается в кинокартинах и романах) как «великая любовь», — это любовь-поклонение».10 Ну вот, пожалуйста: большая часть того, что изображается в кино и в романах — на самом деле псевдолюбовь. «Любовь как взаимное сексуальное удовлетворение или любовь как «слаженная работа» и убежище от одиночества — это две «нормальные» формы псевдолюбви … социальные модели патологии любви».11

Постоянная, можно сказать, излюбленная тема романов — первая юношеская любовь. По Э.Фромму такой любви не бывает и быть не может: во-первых, «… любовь — способность зрелого созидательного характера», 12 во-вторых, «… любовь — искусство, такое же, как искусство жить».13 При этом «Практика любого искусства имеет определенные общие требования, прежде всего дисциплины».14

Ну откуда у 16 — 18-летних и моложе зрелый созидательный характер, а также знание теории, не говоря уж о дисциплинированной практике?? Однако, нельзя ведь отрицать того факта, что и среди них встречаются пары, которые жить друг без друга не могут. Очень просто: по Э.Фромму, их любовь теоретически неправильная, а потому звания любви не заслуживает. «Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь — это не любовь, а симбиотический союз».15 Так что Ромео с Джульеттой из теории безоговорочно исключаются: ни теоретических знаний, ни достаточной практики, ни зрелого созидательного характера. К тому же чувства их направлены только друга на друга, отнюдь не на все человечество, и до остальных ближних им дела нет.

Для тех, до кого все еще не дошло, что Э.Фромм в своей знаменитой книге пишет не про ту любовь, какой принято восхищаться в романах, еще одна цитата, на сей раз из другого его бестселлера «Бегство от свободы»: «Дело обстоит вовсе не так, как предполагает идея романтической любви: что существует только один чело­век на свете, которого вы можете полюбить, что найти этого человека — величайшая удача в вашей жизни и что любовь к нему приведет вас к удалению от всех остальных людей. Любовь такого рода, которая может относиться только к одному человеку, уже самим этим фактом доказывает, что она не любовь, а садистско-мазохистская привязанность».16

Мечта всех влюбленных: найти свой идеал, от мира «удалиться под сень струй» и жить друг для друга, «дыша дыханием одним», оказывается, свидетельствует вовсе не о любви, а о садистстко-мазохистской привязанности.

«Искусство любить» принесло немало вреда и отнюдь не по вине автора. Как уже было сказано, любовь в книге Э.Фромма мало отличается от христианской любви к своему ближнему. Люди, не способные или не желающие понять это, суждения по поводу фроммовско-христианской любви прилепляют к той любви, которую выдающийся психолог называл болезнью, манией или уродством. Причем, вырывая из контекста цитаты, не разъясняют, к какой именно любви они относятся. И получают нечто в высшей степени приторное и фальшивое, а именно: половую любовь, весь смысл которой — исключительно в том, чтобы «жить радостями другого», или «радоваться его существованию».

Примечания

1 Фромм, Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э.Фромм. — M.: Педагогика, 1990. — С. 23
2 Там же. — С. 24
3 Там же. — С. 33
4 Там же. — С. 45
5 Там же. — С. 46
6 Там же. — С. 20
7 Там же. — С. 62
8 Там же. — С. 108
9 Там же. — С. 72
10 Там же. — С. 118
11 Там же. — С. 113
12 Там же. — С. 102
13 Там же. — С. 20
14 Там же. — С. 127
15 Там же. — С. 62
16 Фромм. Бегство от свободы / Э.Фромм. — М.: Изд.группа «Прогресс», 1995 — С. 103