Консультации: любовь, ревность, история половой морали и семьи
На главную Книга Статьи Обсуждение книги Форум Написать автору

Консультации по Skype

Я прекратил платные консультации. Желающие побеседовать со мной через Skype могут написать мне: кнопочка вверху страницы. Если ваш вопрос или предложенная вами тема меня заинтересуют, договоримся о времени.


Я не лечу и не даю советов. Давать советы — это непрофессионально. Тем более, что даже самый правильный совет почти всегда бесполезен.

Но я могу помочь вам разобраться: что такое любовь? откуда она берется в мужчинах и женщинах? как к ней следует относиться? чем обусловлен в ней накал страстей? Это облегчит вам понимание любовных проблем: как своих собственных, так и близких вам людей.

Кроме того, мы можем поговорить о ревности: о причинах ее возникновения, о формах ее проявления и осознания, об изменчивости половой морали и о тенденциях ее развития. Все это тесно связано с историей брака и семьи, которая является базой для понимания любых отношений между полами.

До недавнего времени о любви писали не ученые, а главным образом писатели и поэты. Используя свойственный им язык: образный и художественно-метафорический, они стремились вызвать в читателе ответное переживание, отнюдь не понимание. Подавляющее большинство людей, в том числе и те, кто относит себя к научному сословию, привыкнув к этому языку и этой манере писания, в теоретизированиях о любви не мыслят себе ничего другого. В результате: как форумы и блоги в Интернете, посвященные любви, так и научные статьи и книги заполнены и переполнены всякого рода образно-эмоциональными высказываниями, где любовью восхищаются, представляют ее в виде некой загадочной силы, управляющей человеком, многословно перечисляют, что именно она вытворяет над ним — и только.

Я стремлюсь к научному подходу. Цель науки — понимание, которое с эмоциями не совместимо. Для понимания хоть любви, хоть чего угодно другого, необходимо в первую очередь понять происхождение изучаемого, поскольку происхождение и сущность неразделимы: "Если ты хочешь понять что-либо, узнай, как оно возникло." (Б. Ф. Поршнев). А потому основное содержание моей книги — происхождение любви в человеческом обществе. Описание ее проявлений — для науки лишь первый шаг, который давным-давно сделан.

Предположим, ученый занимается изучением некоего психического расстройста. На начальном этапе он собирает описания симптомов: как расстройство проявляется в поступках, речах и чувствах. Следующий этап: обобщение и систематизация собранных материалов. Но говорить об истинном понимании можно будет лишь после того, как удастся выявить происхождение изучаемого расстройства и показать, каким образом формируются симптомы. Азбука... Так всегда и делается. Кроме как в теориях любви. В них продолжают топтаться на коллекционировании описаний "симптомов", да еще в напыщенной форме, лишь в редких случаях пытаясь чего-то систематизировать. А вопрос происхождения даже не ставится.


Сразу же отвечаю на вопрос: а возможен ли вообще научный подход к любви? Если поднимать под ним копание в художественных описаниях чувств, то науке, действительно, там делать нечего. Но стоит только правильно сформулировать задачу, как возможность научного подхода становится совершенно очевидной.

Половое влечение, заложенное в каждом человеке, само по себе, от природы, для своего удовлетворения именно определенного лица вовсе не требует: удовлетворить его можно с кем угодно, лишь бы он или она подходили по физическим кондициям и не производили неприятного впечатления. У большинства людей это влечение легко перескакивает с объекта на объект: почти каждый в разное периоды жизни испытывал влечение к разным лицам, а кое у кого число прошлых любовников или любовниц исчисляется десятками.

Однако, в некоторых, пусть и редких, случаях половое влечение намертво привязывается к единственному лицу: "я не могу без тебя жить", "я постоянно думаю о тебе", "если судьба нас разлучит, я этого не переживу" и т.п. При этом возникает накал страстей и идеализация объекта привязанности: "ты лучше всех", "никто не может заменить тебя", "кто может сравниться с Матильдой моей?", а все прочие лица в качестве сексуальных партнеров перестают интересовать — как бы привлекательны они ни были в сравнении с избранником/избранницей.

Задача науки: объяснить, почему у людей вообще возникает эта безоглядная привязанность к одному лицу? Любовь часто сравнивают с дружбой: есть даже формула, что любовь = дружба + сексуальное влечение. Но ведь дружбу можно испытывать сразу к нескольким, да и сексуальное влечение - тоже... Почему это влечение к единственному лицу возникает в человеческом обществе лишь в определенный исторический момент, не раньше и не позже? Наконец, какие психические механизмы ответственны за накал страстей и идеализацию объекта? Следующий этап — проследить закономерности отражения этого влечения в индивидуальном и общественном сознании. Немаловажные вопросы также: почему любовь превозносят до небес? почему ей посвящена большая часть художественной литературы?