Амурологический сайт Бориса Шипова

Для научного обсуждения романтической любви и смежных тем
— консультации автора по темам: любви, ревности, истории семьи и половой морали, а также ответы на вопросы по книге
Текущее время: 16 окт 2018, 02:32

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 08 май 2015, 16:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 май 2015, 20:47
Сообщения: 8
Для начала хочу выразить восхищение книгой и тщательной огромной работой автора. После прочтения у меня изменились взгляды на многое в поведении человека, и это несомненный и большой успех.

Однако обсуждение подразумевает конструктивную критику для того, чтобы труд стал еще лучше.
При всех достоинствах на мой взгляд книга имеет некоторые недостатки.

Первое. Нигде четко не резюмируются взгляды автора, во всяком случае я такого сжатого изложения не нашел. Как результат, каждый трактует взгляды автора на предмет самостоятельно и вполне возможно, ошибочно.

Как мне показалось, автор доказывает следующие две идеи:

1.Любовь связана непосредственно с сексуальным желанием, размножением, и направлена на обладание конкретной женщиной в том случае, если эта женщина недоступна или малодоступна. Любовь заставляет мужчину добиваться этой конкретной женщины, а женщину – конкретного мужчину.

2.Любовь – чисто культурный феномен цивилизованного общества, животные и примитивные (первобытные) народы любовь не испытывают.

С первым пунктом согласен, хотя тогда не вполне понятно, что такое гомосексуальная любовь, которая никак с размножением не связана. Представляется, что книга может быть дополнена рассмотрением случаев, когда романтические чувства направлены на представителя своего пола, либо на не фертильного (не способного участвовать в размножении ) представителя противоположного пола.

Со вторым пунктом не согласен категорически.

Любовь – эволюционно возникший миллионы лет назад феномен, который выражен у социально-моногамных видов (то есть видов, ведущих стайный образ жизни, но на период размножения образующих пары, как это делают гуси). В тех случаях, когда вид переходит к другим формам поведения, как у социальных приматов, любовь становится почти не нужна и поэтому не заметна при изучении их поведения, или почти не заметна.

По той же причине Маргарет Мид и Бронислав Малиновский не обнаружили любовь у дикарей – когда самка легко доступна, либо брак совершенно не зависит от поведения индивида (невесту выбирают родители, невеста выбирается согласно обычаям), любви места нет.

Однако сам эволюционно сформированный механизм любви присутствует, просто он не проявляется в данных конкретных условиях. Это подтверждается и тем, что при переходе к европейскому образу жизни любовь у потомков примитивных народов проявляется так же и с той же силой, что и людей цивилизованного мира.

Более того, любые чувства и эмоции не формируются исключительно культурой – под ними всегда лежат древние механизмы мозга, созданные эволюцией.

Изучение таких механизмов и есть предмет эволюционной психологии. Кстати, в книге есть ряд не совсем верных утверждений, так как автор не уделял достаточного внимания исследованиям именно в вышеупомянутой области науки о поведении.

По сообщению В.А. Алексеевой, «в советской этнографии только в 1947 г., после специальной дискуссии было признано, что возникновении экзогамии нельзя объяснить ни сознательным, ни бессознательным (за счет действия естественного отбора) стремлением избежать кровосмесительства» .
Однако согласно исследованиям в кибуцах и исследованиям в Китае было обнаружено, что дети, выросшие вместе, испытывают глубокое отвращение к самой мысли о сексуальных отношениях друг с другом, между ними практически никогда не возникает и романтической любви.

Эволюционные психологи делают вывод о сформированных эволюцией эмоциональных бессознательных механизмах, препятствующих инбриндингу. А возникновение экзогамии – лишь проявление этих бессознательных древних эмоциональных механизмов.

Вторая спорная мысль в том, что в первобытном обществе мужчина был добытчик пищи, а женщина – хранительницей очага и воспитательницей детей, то есть попадала в экономическую зависимость от мужчины.
По современным исследованиям основные продукты питания в современных племенах охотников-собирателей добывают именно женщины собирательством, а главное занятие мужчин – не охота, а война. Охота лишь весьма малозначительная добавка в пищу мяса.

Следующее спорное место:

Цитата:Внутренней, природной шкалы сексуальной привлекательности, по всей видимости, не существует, иначе мы наверняка не наблюдали бы того огромного разброса в оценках, какой видели в прошлом и видим сейчас. Подчиняясь только «голосу природы», мужчины, по здравому смыслу, должны бы считать привлекательной каждую молодую и здоровую женщина: одну чуть больше, другую чуть меньше. Но что в жизни? За одной, признанной первой красавицей, бегают чуть ли не все; у других женщин, рангом всего на одну ступеньку пониже, поклонников во много раз меньше; у тех, что еще пониже, — хорошо, если наберется по одному, у прочих же — вообще никого. К ним, в виде милости, лишь снисходят.(p.123)

На самом деле эволюционные психологи выявили такие шкалы – коэффициенты фертильности, которые делают женщину более привлекательной. Составлены даже таблицы сексуальной привлекательности.

Цитата:В любовных романах совершенно обычная пропорция: один-два абзаца о том, как у героя умерли родители и как он переживал их утрату, — и десятки страниц о его страданиях по поводу того, что его бросила невеста.
Любовный роман — это не отражение жизни, а средство превентивной идеологической войны: чтобы еще до вступления в жизнь всякая молодая особа могла получить должную психологическую накачку. Родители, который пытались уберечь своих дочерей от чтения романов, были попросту близорукими: они переоценивали возможности внешнего контроля и недооценивали контроль внутренний.(р.131)


Любовный роман, как и порнография, действует на один из центров подкрепления мозга, иначе его читать никто не будет. Конечно, формирование понятий о том, что постыдно, происходит в детском и подростковом возрасте (механизм такого формирования имеет эволюционные корни), и любовный роман воздействует на эти мехпнизмы.

Цитата:Но ведь у наших ближайших родственников — высших приматов — в естественных условиях никакого соперничества между самцами не бывает, о чем достаточно подробно написано в главе «Любят ли животные?». И в человеческом обществе на протяжении сотен тысяч лет — тоже. Ревность появляется у людей лишь две-три тысячи лет назад. Какие же тогда основания связывать человеческую ревность с соперничеством самцов, имея зияющий провал в эволюции?

Ревность у гусей описывает Конрад Лоренц в книге «Год серого гуся», ревность у шимпанзе – П.А.Фирсов в книге «Поведение антропоидов в природных условиях». Причем по накалу страстей ревность гусей не уступает человеческой и как полагает Лоренц, имеет те же эволюционные корни и связана с теми же механизмами мозга, что и у человека.

Ревность также сопутствует моногамии, а потому будет проявляться в определенных условиях. К примеру, свингеры практикуют обмен женами, не только не испытывая ревности, но наоборот, это вызывает у обоих супругов приятные и возбуждающие эмоции. Суть ревности – безвозвратная потеря партнерши. Свингеры не рискуют потерять жену, а потому не ревнуют. Из собственного опыта скажу, что моя молодая жена любила «строить глазки» и даже договаривалась о свиданиях, на которые я ее отвозил на машине. Я не испытывал никакой ревности, так как это была игра, шалость, и не было риска потерять партнершу. Однако когда действительно возник риск потерять жену, ревность возникла с достаточной силой.

Хотелось бы заметить, что в книге нет ссылок на одну работы по эволюционной психологии, что представляется упущением.

Однако высказанные выше соображения об эволюционном происхождении любви и ревности, эмоций, появляющихся только при моногамии, на мой взгляд не опровергают, а наоборот, укрепляют общую концепцию автора.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB